Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №10, корпус 5 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Ознакомление со звуковым строением слова

18 января [сб]

 Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах.

e0f19f3ddcca1ed8003b3d5096193657.jpg

Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационнымособо подчеркнутым выделением в нем одного звука(протяженное произнесение отдельных звуков).

При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

e0a2e2e40dc64408bcf9ad892540f7cb.jpg

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношенияобнаружения звука («песенки»)в произносимых взрослым(с интонационным выделением звука) словах.

Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.

d71dd0e44a5bb50395b9dcf24d341529.jpg

В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ.

Фонема (от греч. phonema – звук), основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи.

Звуковой анализ слов в современной методикепонимается как:

1) выяснение порядка следования фонем в слове;

2) установление различительной функции фонем;

3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).

Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».

Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие.

d90967554fa76523775c2a8dd3e33a34.jpg



Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.