Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №10, корпус 5 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Автоматизация звука [Ш]

 Автоматизациязвука [Ш]

1. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук[Ш], произносим его более длительно

ША

ШО

ШУ

ШИ

ШЕ

2. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ш],произносим его более длительно.

Ша-ша-ша

Шо-шо-шо

Шу-шу-шу

Ши-ши-ши

Ше-ше-ше

 

Ша-шо-шу

Ши-ше-ша

Шо-ше-ши

Шу-шо-ше

Ше-ша-шо

Ша - шо - шу - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше

3. Проговаривать слова, выделяя звук[Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта;шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить,шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё,шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука,штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат,шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

4. Проговаривать слова, выделяя звук[Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша,Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок,капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.

Шу: мишутка.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб;уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин,кувшинка.

5. Произносить слова со стечениемсогласных, выделяя звук [Ш]:

    Башня, букашка,пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка,подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка,ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

6. Произносить слова, выделяя звук[Ш]:

   Ваш, наш, гуашь, душ,тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь,ландыш; ковш.

7. Заменить в словах первый звук назвук Ш:

тапки –

губы –

топот –

мыло –

(пар) –

(споры) –

8. Заменить в словах последний звук назвук Ш:

дуб –

идёт –

поёт –

едет –

дышит –

падает –

9. Игра  на автоматизацию звука[Ш] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д.Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельнопридумать слово со звуком [Ш].

10. Образовать существительное суменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Изба – избушка

кума –

зима –

штаны –

тётя –

дядя –

хозяйка –

солнце –

хлеб –

камень –

пятно –

дно –

окно –

дед –

11. Ответить на вопросы, отчетливопроизнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

12. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки,в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять местозвука [Ш] в названии выпавшей картинки.    

13. Образовать родственные слова:

мышь – (мышонок, мышата, мышиный,мышка…)

лягушка – (лягушонок, лягушата,лягушиный, лягушатник…)

14. Проговаривать словосочетания,выделяя звук [Ш]:

Дедушкинышахматы                             вишнёвый компот

новаяподушка                                         тихий шаг

швейнаямашинка                                   пшённая каша

шумныепташки                                      двойной шов

дубовый шкаф                                         бабушкина шуба

пуховаяшапка                                         новая ушанка

15. ДИ «Сосчитай до 5»:

плюшевый мишка –

плюшевый капюшон –

плюшевая шапка –

16. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам(первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)

   У Маши шуба. У Яшимашина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушаеттушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушкашьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишуткадует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённаякаша из пшена.

   У кошки ушки на макушке.Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот иМишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь имышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки –котята.

   Шахматы и шашки у Даши вшкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. УАнтоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки ишубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

17. Послушать предложение, найти иисправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

18. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешьк месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки имышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они,нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.

19. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

 

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

 

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуметь я буду тише.

 

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон –

Как  в капюшоне он смешон!

 

Кошка с кошелкой по улице шла.

Что же в кошелке кошка несла?

Кашне и калоши

          котятам шкодливым,

Чтоб бегать по лужам

          денечком дождливым.

20. Проговаривать скороговорки:

У нашего Мишки в мешке шишки.

Кукушка кукушонку купит капюшон.

Пышная подушка у Мишки под ушком.

У окошка мошка,

На окошке кот Тимошка.   

 

5 апреля 2020 в 21:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.